Самым распространенным видом общественного транспорта на острове Крит я бы назвал междугородние автобусы. Они принадлежат компании Ктел. Официальный сайт этой автобусной компании: ktelherlas.gr
Расскажу о самих автобусах и правилах пользования ими. Автобусы этой компании достаточно новые и вполне комфортабельные. В каждом внутри есть кондиционер. Во многом они похожи на наши современные российские автобусы, которые связывают между собой города. Автобусы Ктел легко отличить - они покрашены в зеленый цвет. Иногда Вам могут попасться и автобусы, имеющие желтую раскраску и с надписью "Minoan Lines" на борту. Но это та же компания Ктел.
На автовокзалах городов острова можно совершенно бесплатно взять брошюру, где есть расписание автобусов и указана стоимость проезда между населенными пунктами. Советую такую брошюру раздобыть. Теперь о самих поездках на автобусах Ктел.
Замечу, что посадка на автобус будет различаться, исходя из того, где Вы это делаете: на автовокзале или на остановке. Сами остановки на Крите часто довольно неприметны. Вам предстоит приложить усилия, чтобы их отыскать. Обычно остановка будет обозначена небольшой синей табличкой, на которой изображен автобус. Иногда над такой табличкой будет написан и номер остановки.
Главное отличие от привычных российских остановок - на Крите таблички располагаются параллельно границе дороги. Водители проезжающих автомобилей смогут видеть их, только повернув голову. Часто таблички могут быть спрятаны среди ветвей дерева. Но найти их можно. Особенно если Вы будете знать, где остановка примерно должна располагаться.
После того, как Вы нашли остановку, изучите расписание на ней. Обычно там Вы увидите все маршруты, которые проходят через эту остановку, а также время прохождения автобусов. Но время это, замечу, весьма условное.
Автобус нужно внимательно высматривать, потому что сам он остановится лишь тогда, когда на той остановке, где Вы стоите, кто-нибудь намерен выходить. Если Вы заметите приближающийся автобус начинайте всячески ему сигнализировать о своем желании сесть на него. Но даже в этому случае нет гарантии, что автобус на Вашу просьбу отреагирует. Здесь нет закономерности.
Вход осуществляется всегда через среднюю дверь. Вблизи от нее, как правило, сидит кондуктор (всегда мужчина). Платить сразу при входе не нужно. Проходите и занимайте сначала свободное кресло.
Кондуктор сам вскоре подойдет к Вам. Назовите ему конечную точку Вашей поездки (достаточно названия города). Он скажет Вам, сколько будет стоить билет. Вся коммуникация на английском. После оплаты возьмите у него билет.
Если же Вы садитесь в автобус на конечной остановке, то здесь свои особенности. Первая – билет следует покупать в кассе, а не у кондуктора. Кассу на автовокзале найти легко. Назовите также конечный пункт своей поездки и предполагаемое количество пассажиров. После этого оплатите свою поездку и получите билеты. Их, кстати, следует сохранять на протяжении всей поездки. Практически в каждый автобус заходят контролеры.
Что касается выхода из автобуса, то он останавливается только по требованию. Ваше желание нужно громко озвучить заблаговременно. Иногда кондукторы заранее спрашивают у пассажиров номера/названия их конечных остановок и сами предупреждали водителя о них. Если кондуктор этого не сделал, то Вам нужно самостоятельно нажать на специальную красную кнопку с надписью "Stop", как только Вы будете приближаться к нужной Вам остановке. Обратите внимание, что кнопки есть не над всеми местами. Если Вы не сделаете это заблаговременно, то водитель обычно разводит руками и проезжает дальше. Причем, следуя уже до следующей остановки. Хорошо, если следующая остановка – не следующий по маршруту населенный пункт.
Так что качество обслуживания на междугородных автобусах Ктел весьма своеобразное. Но если к нему приноровиться, то выходить и заходить Вы будете именно там, где Вам нужно.