Камбоджа это страна больших контрастов, но пока ее отличительной чертой остаются не только хорошие пляжи и различные достопримечательности, но и невысокие цены (по сравнению с соседним Таиландом разница очень заметная). Туристам, которые первый раз приезжают в эту страну без сопровождения гида, порой очень сложно сориентироваться и разобраться в системе общественного транспорта, поэтому с такой информацией нужно ознакомиться заранее, чтобы ехать в страну хотя бы немного подготовленным.
Городской транспорт камбоджийских городов представлен автобусами, автомобилями такси, мопедными и велосипедными рикшами. При этом нужно понимать, что автобусы курсируют только в больших городах, а в небольших провинциальных городках на данный момент это непозволительная роскошь. Междугородние автобусы разительно отличаются друг от друга: есть современные, двухэтажные автобусы с мягкими сиденьями, кондиционерами, телевизорами и прочими удобствами, а есть такие, в которых нет половины окон, все держится на честном слове и складывается впечатление, что этот автобус развалиться прямо на ходу. Между крупными городами автобусное сообщение налажено хорошо, а вот связь с отдаленными населенными пунктами оставляет желать лучшего (в некоторые из них автобусы ездят всего один-два раза в неделю).
Местное население страны имеет крайне низкий уровень доходов и такое удовольствие как такси им просто не по карману. Такси в первую очередь предназначены для туристов. Обычно туристы пользуются ими в пределах города, так как стоимость проезда невысокая, но ехать на далекие расстояния невыгодно.
В Камбодже есть около 600 железнодорожных путей, но вся ж/д сфера страны выглядит довольно примитивно. Поезда охватывают лишь часть страны и при этом расписание их движения может меняться как угодно и когда угодна, что никак не подходит для туристов, у которых на отдыхе каждая минута на вес золота. Кроме этого билеты для туристов стоят примерно в три раза дороже чем для местных жителей, а уровень сервиса находится на очень низком уровне. Часто пассажиры едут в товарных вагонах без каких-либо элементарных удобств и на скорости 20-30 километров в час. Такая ситуация связана с тем, что большая часть путей была повреждена во время войны и на данный момент денег на восстановление нет. Самым лучшим считается маршрут Такео – Кампот с конечной станцией в Сиануквиле. Между деревнями по железной дороге курсирует такой уникальный транспорт как бамбуковая повозка, которая способна развивать скорость до 40 километров в час. Это обычные платформы без сидений, крыши и стен, с простым мотором и вместимостью до 25 человек. Это небезопасный транспорт и местные власти всячески пытаются его запретить, но пока это не очень получается.
Особое внимание в Камбодже стоит уделить водному транспорту, так как путешествие на нем считается одним из самых интересных и увлекательных, тем более, что общая протяженность водных путей составляет примерно 2500 километров. Главной транспортной артерией страны можно смело назвать реку Меконг, но кроме нее в Камбодже есть много других рек, озер и каналов по которым можно добраться в неизведанные уголки страны, где туристы не частые гости. Туристы могут воспользоваться небольшими прогулочными лодками или скоростными катерами, которые ходят по реке Меконг. Часто в разгар жаркого сезона судоходства на реках прекращается из-за низкого уровня воды в реках (полноценная навигация длится с марта по июль). Чаще всего туристы пользуются водным транспортом по маршруту Сием Рип – Пномпень. Здесь также билеты для туристов стоят дороже чем для местного населения.
Определенной популярностью в Камбодже пользуется аренда автомобилей, тем более, что движение в стране правостороннее. В среднем суточная аренда обойдется в 35-40 долларов, но в данном случае на первый план выходит не цена, а качество дорог. В общей сложности в Камбодже около 40 тысяч автомобильных дорог, но заасфальтировано только около трех тысяч. При аренде нужно подписать договор, согласно которому любые повреждения, а тем более угон оплачиваются арендатором. Также нужно учитывать, что правила дорожного движения в этой стране соблюдают далеко не все и не всегда. Аренда мопеда или мотоцикла стоит от семи долларов в сутки, но в условиях бездорожья это далеко не самый лучший вид транспорта.
Некоторые смельчаки решаются путешествовать по стране автостопом, но назвать такой способ передвижения безопасным нельзя. Да, местное население преимущественно доброжелательное, но на дорогах может всякое случится, поэтому иначе как экстримом такие поездки в далекой стране не назовешь.
В Камбодже есть несколько аэропортов, причем два из них считаются международными (это аэропорты в Пномпене и Сием Рипе). Остальные аэропорты обслуживают исключительно внутренние рейсы.
В зависимости от расстояния проезд в междугороднем автобусе обойдется в сумму от 4 до 15 долларов. Дневная аренда такси не превышает 50 долларов (в зависимости от района и маршрута поездки). Билеты на поезд стоят до 5 долларов, но лучше воздержаться от поездки в них.