ИСКАТЬ
регистрация
отзывы туристов
рассказы туристов
Горящие туры
погода на курортах
Экскурсии
вопросы и ответы
Горящие туры

Во сласти сильных мира сего. Колизей в городе Эль Джем

Страны / Отдых в Тунисе / Сусс / Рассказы туристов

Во сласти сильных мира сего. Колизей в городе Эль Джем

Могущественная римская империя. Мне придётся вернуться опять к её упоминанию, так как моё посещение было связано с местом постройки, которая принадлежит ещё временам величия необъятных её просторов. Я говорю о Колизее, в тунисском городе Эль Джема и его бывшем названии «Тиздр»

Сказать по правде, римляне так были озабочены поработить весь мир, что их стремление мы созерцаем в разных странах средиземноморья и даже Европы.

Судите сами: Хорватия, Тунис. Франция, Ливия, Испания, Кипр, Турция - это если говорить о Коллизиях и амфитеатрах. А музеи - в каждом городе средиземноморья вы найдёте удивительные надгробья, бюсты, скульптуры, предметы повседневной жизни, украшения. Кому они уже принадлежали – неизвестно.

Каждый раз у римской империи была своя система сделать из порабощённой страны свой собственный отголосок великого Рима, а жителей превратить из неразумных варваров в достопочтенных граждан великой римской империи, которые должны жить по шаблону граждан той самой римской империи. Их жилища должны быть максимально комфортными, они должны посещать бани, приходить в дикий восторг от посещения гладиаторских боёв, захватывающих (по римским меркам) игр, одеваться и говорить, как римляне и даже посещать дома терпимости: всё как у людей, опять таки по римским понятиям.

Что тут можно сказать? Правильное решение даже в прошлом имеет свои отголоски до сегодняшнего дня. Чем больше приходиться посещать разные страны и посещать подобные места былой славы Римской империи – тем больше понимаешь всю их мощь и тот размах, который даже теперь существует в величественных руинах, а порой и в почти первозданном их виде. Тут уже зависит от личной судьбы созданного в прошлом сооружения, а у каждого она была своя.

Самое интересное то, что Рим по своей сути не имел ни учёных, таких как был Архимед, ни поэтов, ни тех, кто двигал техническим прогрессом, чем обладала Персия. Это было у других народов (непокорённых), который римляне снисходительно называли, опять-таки, варварами, которым проигрывали и которых порабощали. Однако давайте ещё и отметим тот факт, что обладая такими неограниченными ресурсами, как виновник моего повествования – было на много проще возводить неподражаемой красоты храмы, термы и все причитающиеся сооружения. Это была дешёвая и угнетённая рабочая сила – рабы. Это они возводили все красоты, а многие из них погибли на аренах, развлекая похотливое общество.

Только вдумайтесь – римский Колизей вмещает около 50000 зрителей, именно такое количество гладиаторов было убито за период существования увеселительных игр.

А что до императоров? Вот тут ситуация была ещё коварнее. Их жизнь напоминала красочный фейерверк, который засветился в ночном небе, вспыхнул в невообразимо ярких красках и погас навсегда. А что до монет? Бедные мастера, как часто им приходилось менять образы действующих императоров, который иногда не продерживались на троне иногда и несколько месяцев.

Припоминается из истории таков случай, когда сыном будущего императора, а тогда ещё главнокомандующего Веспасиана было послано письмо только что утвердившемуся на престоле императору о верности. Так вот, оно так и не попало в руки адресата, так как ещё по пути в Рим дошли вести о убийстве венценосной особы.

Почему мне вспомнился этот случай? Да потому, что речь пойдёт не просто об Колизее, младшем брате римского Колизея или сухих фактах о его размере, а о том, кто его построил и тот момент, что человек пробыл на троне всего лишь…..36 дней. Странно то, что само здание имеет высоту ровно 36 метров. Так. Чистое совпадение или же всё-таки судьба?

Марк Аврелий Гордиан под его предводительством было создано это громадное сооружение, за 5 лет, когда он был ещё проконсулом. Ну как вы сами понимаете не без участия невольничьего труда.

Как обрести бессмертную славу

Как вы думаете, что можно сделать, чтобы остаться известным спустя тысячелетия? Ну, на верное как минимум построить нечто грандиозное, завоевать другое государство или сделать нечто такое мерзкое от чего спустя столетия от упоминания в жилах будет закипать кровь. Рим в этом одерживал пальму первенства.

Как то мой муж сказал мне одну фразу, которая заставила меня задуматься над его словами «Прошлое показывает нам совершенно других людей, людей оставивших после себя след и отголосок их деяний, которых никогда не тронет забвение. Нам, которые живут в эпоху современных технологий трудно было бы приравнять себя с популярностью, которую они достигли без существования того, чем обладаем сейчас мы»

Знаете, как запомнили жену и императора Клавдия Мессалину, известной своей похотью и развратом? Да очень просто. После её смерти о ней просто запретили упоминать и массово стали уничтожать её скульптуры. Этого было достаточно, чтобы никогда не забыть, кем она была и что делала. Так мир знает о женщине в нынешнее время, которая умудрилась поставить в собственном саду кровать и принимать любовников прямо на глазах собственного мужа…….забудешь тут…..

Итак. Мы таки заговорили о том, как слава и память не померкла спустя тысячелетия, слава о тех, кто был у власти и заслужил своими деяниями, или того, кто построил и обрёл эту славу только благодаря величественным монументам. Однако в нашем случае речь пойдёт о двух судьбах венценосных особ, о которых остались упоминания в истории и не последнюю роль в этом сыграл Колизей. Никто не знает где было последнее пристанище наших героев. Оно не сохранилось в истории. К тому же, в силу тогдашних событий мало кого заботили подобные тонкости.

Есть такое понятие, когда власть может быть дарована тебе судьбой, а кому за неё приходилось и попотеть, и как правило пролить кровь…..в частности свою.

Итак, давайте на минуту представим себя в античном музее…..что первое бросается в глаза – наличие всевозможных скульптур и бюстов знаменитых людей…..никто никогда не будет спорить о сходстве с оригиналом, потому что их попросту никогда не отыскать, а вот из за их роли в истории точно спорить никто не станет, она огромная.

Одна из таких голов храниться на всеобщем обозрении в музее «Бардо», голова того самого императора, который не стал знаменитым на троне, а до его восхожденья на него.

Скромный и уравновешенный Гордиан I написал эпическую поэму в 30 книгах о войнах императоров Антонина Пия и Марка Аврелия. На старости лет его назначили проконсулом Африки, и тут-то ему неожиданно повезло: разгневанные злоупотреблениями местного чиновника граждане окружили проконсула на вилле под Карфагеном, накинули на него пурпурный плащ и провозгласили императором. Однако недовольные сменой правителя нумидийцы (жители восточной части современного Алжира), собрав большое войско, двинулись на Карфаген, разгромили в битве его сына, Гордиана-младшего, и император-поэт с горя удавился.

Его история восхождения на трон напоминает чем-то историю восхождения на трон мужа той самой распутной Мессалины Клавдия, который прятался за шторой после свержения своего племянника, императора Каллигулы. Подобно трусливому зайцу, боясь расправы над ним сторонниками заговора, он тихонько сидел в укромном месте, пока один из воинов не нашёл его дрожащим од страха и не воскликнул: «Наш император здесь».

Не самый яркий след в истории, о котором можно вспомнить, и как видится судьба подарила трон не тем людям, которые могли проявить себя как истинные императоры. Некоторые шли к власти многие годы, подобно императору Веспасиану и только свергнув такого же слабого и ничем не примечательного властелина, достойно заняли место в истории римской империи.

Однако стоит отметить, что именно этот Колизей и его прочные стены служили часто не только местом для развлечения кровожадного общества, когда на арене ещё живого, но потерпевшего поражения воина сбрасывали в глубокие отверстия к голодным диким зверям под рев возбуждённой публики, а в это время в подземельях томились гладиаторы, которым предстояло завершить жизни в неравной схватке с голодным животным или друг с другом………спустя многие годы это стало местом одной истории, в котором первостепенную роль сыграл не трусливый монарх со своими 36 днями никчемного правления, а женщина, настоящий воин, голову которой невозможно отыскать ни в одном музее мира. Её голова отрублена, и осыпана драгоценностями была отослана халифу Абд-эль-Малику из династии Аглабидов

История бесстрашной королевы

Итак проходит время, канет в лету Римская империя, на её смену придёт на сто лет правление вандалов под предводительством короля Гейзериха, потом Карфагеном будет владеть Византия а к в конце VII века новой эры мусульмане огнем и мечом утверждали недавно зародившуюся религию на африканском континенте.

Они оттеснили господство Византии и опять Карфаген приобрёл нового властелина.

Последним препятствием завоевания Северной Африки, останется только иудейское королевство в горах Аурес. Им правила королева-еврейка – Дихья бинт прозванная «аль-Кахина

Это иудейского государство было прибежищем всех, кто не желал менять веру и стать подданным пришедшей новой династии Аглабидов,

Королева Дихье удалось разгромить мусульман и на пять лет стать полновластной хозяйкой всей Северной Африки.

Когда посланник халифа Аглабидов спросил, остались ли ещё в Африке сильные властители, и ему назвали женщину, управлявшую берберами и известную всем под именем аль-Кахина. Она живёт на горе Аурес, она берберского происхождения и, берберы подчиняются ей.

О беспощадности и жестокости Кахины, можно судить по таким фактам, понимая, что врагу нужно захватить города. золото и серебро, а в сущности берберам нужно были поля для земледелия и выгона скота – она решается отдать приказ разрушать города и замки, рубить деревья и отбирать имущество жителей. Вся страна от Триполи до Танжера, бывшая сплошным пастбищем и чередой сёл, была разрушена Кахиной.

Для своих солдат она отнимала насильно девушек. Даже марокканские евреи подняли против неё восстание, которое было жестоко подавлено.

Что ж королева была беспощадна к завоевателям, которые не только несли разрушения и насилие, но и новую веру. Следовала война за войной, однако, как когда-то Карфаген пал жертвой древнего Рима, так теперь силы преобладали со стороны новых завоевателей.

Согласно легенде последним пристанищем Дихьи стал Коллизей, куда она бежала с немногими сторонниками. Спустя годы это гигантское сооружение уже служило часто крепостью, местом где можно было укрыться во время восстаний. Теперь же творение неромантичного характера меланхоличного императора послужило настоящему воину, женщине, которая мужественно держала оборону. Берберы укрылись там, а жители побережья приносили им пищу через подземные проходы (под Колизеем их великое множество, они тянутся, по легенде, до самых Махдии и Суса, т.е. на 40 километров!). Здесь, в одном из подземелий, она спрятала свои несметные сокровища, которые кладоискатели ищут до сих пор. Говорят, чтобы отвлечь внимание оседавших стены противника, и дать возможность её воинам уйти, она предстала перед воинами совершенно в обнажённом виде, чем усыпила бдительность врага…….

Увы, достойный соперник встретил более сильного соперника, который положит конец правлению храброй бесстрашной и отчаянной женщины. Вряд ли она думала в тот момент о славе, это было время, когда было необходимо выстоять. Она родилась воином, мужчиной в женском обличие. Женщиной, которой рождается не каждая женщина в этом мире. Женщиной, усвоивший урок, что не имеет права на поражение, если только это не её судьба…….если……….

Колизей пережил многие поколения. В его стенах происходило не мало чудовищных событий, в которых и по сей день сохранилась жуткая аура. Когда ты прохаживаешься по галереях этого величественного сооружения, к которому судьба благоволила достоять до наших дней. Ты просто кожей ощущаешь всю негативную энергетику, которую источает каждый камень, ты поднимаешься на верх всё выше и выше по довольно крутым и опасным ступеням и ясно представляешь, как по ним поднималась любопытная толпа, создающая много шума, как она ликовала от кровавого зрелища гибнувших гладиаторов и каков рев создавался, когда над ещё живым окровавленным человеком выносили вердикт о помиловании или о его кончине……а в это время на самом видном и возвышенном месте стоял император. Что он испытывал? Об этом уже никто никогда не узнает. Об этом можно только догадываться. Точно известно, в его душе не было жалости, как не было жалости сочувствия и сострадания ни у кого. Он не мог допустить быть слабым и проявление слабости вызывало лишь отвращение. Если завтра его враги покажут своё лицо – он падёт их жертвой. Его статуя потеряет голову и на её место торжественно водрузят нового императора. Побеждал сильнейший, и величественный Колизей тому подтверждение. Он победил, и его победа была более сильная, чем борьба простых смертных. Он одержал победу над временем.

P.S.

Посещение Эль Джема было моим последним посещением исторических мест в Тунисе. Сегодня здание исполняет роль музея и здесь проводят многочисленные концерты, потому что здесь превосходная акустика. Здесь больше не будет героических поступков, жестоких схваток и время от времени это место подвергают реставрации……безусловно, Колизей утратил своё истинное назначение, теперь с него хватит воспоминаний

Я бродила по берегу Средиземного моря наблюдая за отдыхающими с разных стран. На дворе стоял октябрь. В это время дома было уже холодно, а здесь +42. Здесь тепло……однако мы не можем вечно находиться в раю. Пора возвращаться……..Однако для этой земли, познавшей времена вторжения и грабежа, это время спокойствия и мира. Эта страна и сейчас привлекает многих желающих ступить на эту землю, но уже не как захватчиков, а как гостей.

Это уже не время мужественных событий, почти невозможно найти таких героев, как Ганнибал, Ель Хакена и им подобных, но так даже лучше. Мир всегда будет более приемлемее любой войны полной мужественных героев. Это не мои слова, это слова сказанные мудрецами много - много лет назад.

Клидерман Отто, 08 февраля 2015
Новый комментарий:
Добавить >>
Смотрите также:
Что это за место?