Само слово «метрополитен» (metropolitain) впервые появилось во Франции и в переводе на русский язык означает «столичный». Парижское метро ни в коей мере не претендует на звание первого в мире метро, и вовсе не является самым крупным. Надо сказать , что парижане вообще очень долго выступали против его строительства в столице.
Первая ветка в парижском метро была открыта в 1900 году, на переломе XIX и XX веков. Создавали самые первые линии инженер Фюльжанс Бьенвеню и архитектор Эдмон Уэ. В первоначальных планах метро должно было состоять из 6 линий и не выходить за городскую черту. Однако, время внесло свои коррективы в его строительство и уже через 35 лет количество линий выросло в два раза, а метро достигло пригорода. В 50-е годы метро подверглось модернизации: улучшено качество освещения и появились первые вагоны на шинном ходу. В 1998 году открывается новая 14 линия «метеор», уже полностью автоматизированная. Станции на этой ветке выполнены в суперсовременном стиле и оснащены прозрачными барьерами, предотвращающими случайные попадания пассажиров на рельсы. Поезда на новой линии развивают очень высокую скорость и работают без машинистов.
Архитектурное оформление станций парижского метро в корне отличается от московского. Парижское метро с самого начало строилось для решения проблем больших пассажиропотоков во время проведения Всемирной выставки. Станции же московского метро изначально строились с большой помпезностью и роскошью и больше напоминают подземные дворцы. В связи с этим, парижское метро воспринимается просто как удобное средство передвижения, а каждая старая станция московского метро является просто произведением искусства. Однако с начала 90-х годов прошлого века станции в парижском метро тоже стали оформлять красиво. К примеру, интерьер на станции Louvre-Rivoli по стилистике напоминает помещение музея, а вот своды станции Concorde украшены текстами с «Декларацией по правам человека и гражданина».