Восхитительные, известные с древности храмы Чола, расположенные в южной части Индостана, возводились очень неспешно, практически на протяжении двух столетий – с X по XII век. Этот храмовый комплекс является уникальным архитектурно-историческим памятником, который позволяет в деталях проследить социально-культурное развитие некогда очень значимой тамильской империи Чола.
Первым из храмов комплекса считается созданный в период с 1003 года по 1010 год (эпоха правления короля Раджараджа) в городе Танджора храм Брихадешвара. Это монументальное сооружение, построенное в дравидийском стиле, посвящалось одному из главных индуистских божеств – Шиве. В храме было несколько сотен священнослужителей, 57 музыкантов и 400 танцовщиц (девадаси), которые исполняли священные ритуальные танцы. Доходы этого храма были по тем временам настолько значительными, что их было вполне достаточно и для его развития, и для предоставления ссуд всем нуждающимся.
Вся принадлежащая Брихадешваре территория охватывается по периметру высокой прямоугольной стеной, размеры которой составляют 270 метров в длину и 140 метров в ширину. Ворота имеют вид массивной башни-гопурам, возвышающейся над поверхностью земли на 30 метров. Следом за первой стеной расположена вторая, размеры которой несколько скромнее. Постройка храма выполнена в основном из гранитных плит, и частично для неё был использован кирпич.
Пространственная конфигурация этого храма очень напоминает религиозные постройки, характерные для периода правления династии Паллава. Внутреннее расположение залов и вестибюлей представляет собой своеобразную анфиладу, приводящую в главное храмовое святилище, которое в этом храме выглядит как пирамидальная 13-ти уровневая башня-вимана. Высота этой оригинальной башни – более 60 метров. Её вершина увенчана монолитным каменным куполом, вес которого достигает 70 тонн. Наружные стены Брихадешвары украшены многочисленными резными панелями и колоннами, а также гранитными фигурами. Внутри здания внимание посетителей привлекают изумительные статуи, которые изображают танцовщиц во всех 108 позах, характерных для ритуального танца.
В 1987 году храму был присвоен статус достопримечательности из Всемирного Наследия ЮНЕСКО.